Мы этой памяти верны

С момента окончания Великой Отечественной войны прошёл уже 71 год, но в масштабах человеческой памяти эта цифра не так велика. Потомки хранят память о героях, защищавших нашу Родину на полях сражений. Сколько их, не вернувшихся с войны, осталось в глухих лесах и полях? Возвращать потомкам их героев и славную семейную историю – удел сильных духом людей.

Константин Зубакин — автор телевизионной программы федерального уровня, посвященной поисковой деятельности – как раз из таких людей. В преддверии выхода передачи в эфир мы запускаем серию интервью с поисковиками, которые посвятили своё время этому сложному и благородному делу.

jgamnnutfbe

Как появилась идея рубрики? Есть ли в вашей семье люди, которые воевали в Великой Отечественной войне?
Мой дед-фронтовик. Прошел артиллеристом от Ярославля до Берлина. Имел 2 медали “За боевые заслуги”. Призывался он почти в одно время со своим братом, который так и не вернулся с войны. Пропал без вести в первые же месяцы сражений.
Идея же рубрики формировалась долго. Я всегда снимаю во время экспедиций. Езжу уже 8 лет. В этом году после нескольких прямых эфиров на ОТР, где я рассказывал о поиске, руководство канала предложило мне сделать рубрику. Я планирую, что она сможет стать тем мостиком между поисковиками и родственниками солдат, по которому семьи обретут своих пропавших героев.

2i9aoco6bwa

Как сформировалась поисковая группа?
Поисковый отряд “Группа “Поиск” появился в далеком 90-м году. Одной из первых в новгородские леса поехала наш командир Ольга Серенкова вместе со своим мужем и воинами-интернационалистами из Ярославля. Однажды поучаствовав в этом, невозможно не приехать снова. Так и ездим уже 26 лет подряд 2 раза в год, не пропуская ни одной Вахты Памяти.

Какой район оказался самым сложным для поиска?
Есть такое место в Новгородской области – Мясной бор. При Петре I там собирали стада для перегона в Санкт-Петербург на мясо. В годы войны это название оправдало себя. Жесточайшие бои, болото. Там проходят основные экспедиции поисковиков, и коллеги всегда возвращаются не с пустыми руками. Работать там тяжело, но для нас уже привычно – по пояс в грязи.

Есть ли среди найденных солдат те, которых уже нашли благодаря вашей программе?
Программа еще только готовится к эфиру. Не буду раскрывать всех секретов. Но в процессе подготовки заполнены уже несколько белых пятен истории. Каждая программа – это история семьи, история найденных и возвращенных на родину солдат.

gmbenucypz8

Будет ли рубрика иметь продолжение?
Да, она будет выходить регулярно. 2 раза в месяц.

Как вы готовитесь к поиску, и как это проходит на месте?
К поиску начинаем готовиться недели за 2 до выезда. Закупаем необходимые для отряда вещи, снаряжение, продукты. Собираем свои чемоданы. Но задолго до этого проводим и невидимую для других работу – изучаем архивы: карты, боевые донесения тех лет. Именно по ним определяем район, куда поедем на экспедицию. За 26 лет мы уже побывали в Смоленской, Тверской, Ленинградской областях, в Севастополе, но основной район поиска для нас – это, конечно, Новгородская область. Это тот регион, где бои были наиболее плотными и продолжительными.

Можно ли попасть в вашу поисковую группу в следующем году?
Попасть в отряд, с одной стороны, просто, а с другой – сложно. Поиск – работа и физически сложная, и морально. Со стороны может показаться, что всё легко. На деле – многие не выдерживают. Сейчас в постоянном составе отряда примерно 30 человек. Большинство из них опытные поисковики. Если есть желание – то пожалуйста. Все решения о приёме новых участников в состав “Группы “Поиск” принимает наш командир Ольга Серенкова. Найти её в Ярославле несложно. Пусть для всех желающих это будет первое поисковое задание!