Социальные инициативы

Что такое социальный проект?

Сегодня проектные технологии активно востребованы некоммерческими организациями, так как являются основным механизмом финансирования деятельности по некоммерческим проектам в социальной сфере. Процесс написания проекта известен любой общественной организации, а  сам проект является основой получения финансирования на ее социальную деятельность.

Проект – это качественное изменение окружающей действительности, а также методология и пошаговый алгоритм достижения изменения картины окружения.  Проект должен быть наиболее реалистичен, понятен и выполним.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации. Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для организации/учреждения.

Как написать проект?

Чтобы создать социальный проект, необходимо пройти ряд шагов:

1. Определение актуальной проблемы и ее описание
2. Формулировка идеи
3. Постановка цели и задач
4. Определение содержания механизма реализации проекта

Цель проекта – это ответ на вопрос: «Что делать?» Цель всегда лаконична, достижима и конкретна.

Определение содержания механизма реализации проекта — это этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач, то есть достаточно подробно нужно прописать, в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Он представляет собой действия, которые необходимо совершить в определенном порядке для решения конкретных задач, обозначив при этом временные рамки и уточнив все нюансы процесса.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации.

План проекта должен соответствовать следующим требованиям:

1. План должен быть сформулирован в чётких и ясных выражениях, написан конкретно, с указаниями точных цифр и дат.

1.2 План должен быть написан простым, понятным языком, каждое действие должно выполняться в указанные в нем сроки.

1.3 План должен быть зафиксирован на бумаге (лучше в нескольких экземплярах, чтобы у каждого члена команды всегда под рукой был план работы). То, что не написано, не является планом, так как такую работу очень трудно контролировать.

2. План должен быть исполним по срокам и силам.

2.1 План должен быть достижимым, то есть реальным для вашей команды и выполнимым по срокам. Не стоит писать о посадке нескольких тысяч деревьев, если вас всего трое или четверо человек.

3. План фиксируется на бумаге и раздается всем модераторам проекта.

4. За каждым пунктом, обозначенным в плане, стоит конкретное лицо, отвечающее за его исполнение (реализацию).

4.1 Очень важно определить персональную ответственность каждого члена команды за выполнение плана.

5. В каждом пункте плана должны быть указаны необходимые ресурсы. (Для того чтобы повесить баннер, нужны: лестница, скотч, ножницы, 2человека и т.д.)

5.1 По каждому пункту плана необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, человеческие ресурсы). Это крайне важно, иначе план превращается в некий «прожект» («а не построить ли нам мост через эту речку?»).

6. Исполнение обязанностей, сроки, качество работы находится под контролем  человека, ответственного за весь проект.

6.1 Что и как нужно сделать, чтобы решить заявленные проблемы: какие шаги, когда и в какой логике предпринять; кого и как привлечь к своей работе, каковы будут их обязанности, права, ответственность; кто, когда и как будет контролировать и оценивать достижение планируемых результатов; кто и как будет отчитываться о проделанной работе; как доказать эффективность своей деятельности.

7. Составление сметы проекта

Если вы представляете проект на конкурс или ищете социальных партнёров для софинансирования, то необходимо:

  • знать требования к бюджету, формы смет и отчётностей организации, софинансирующей проект или предоставляющей конкурсные средства, а также финансовые возможности и круг интересов данной организации;
  • дать перечень других источников финансирования и собственных затрат на данный проект;
  • закладывать реальные цены на те или иные товары и услуги по проекту (не завышать и не занижать их);
  • в смете запрашиваемых средств не учитывать интеллектуальный труд (авторские права) и не учитывать труд сотрудников организации или учреждения, ставших инициаторами проекта;
  • не бороться за благородную идею, которая неизвестно сколько стоит. Такой аргумент неубедителен. Если организаторы не могут оценить финансовые потребности проекта, то они не смогут эффективно распорядиться выделенными средствами.

Чтобы найти партнеров и финансирование под свой проект, надо учитывать:

  • владение базовыми знаниями по бухгалтерской документации и знать направление работы данной фирмы/компании;
  • все возможные варианты партнеров, которых мог бы заинтересовать ваш проект;
  • действующие цены на товары и услуги, указывая достоверную информацию в смете;
  • возможности партнера, не требуя «золотых гор» и обеспечения оплаты интеллектуальных затрат модераторов проекта.

Средства грантов могут использоваться для следующих расходов:

  • оплата труда привлеченных специалистов, экспертов, консультантов;
  • оплата за прохождение обучения;
  • оборудование, необходимое для реализации проекта;
  • получение лицензии на тот или иной вид лицензируемой деятельности;
  • аренда помещений;
  • канцелярские и расходные материалы для оборудования, типографские расходы;
  • приобретение учебных и иных печатных материалов;
  • почтовые и иные коммуникационные расходы.

Грант не может покрывать текущие расходы учреждения, организации, не связанные с проектом.

Ни физические, ни юридические лица не могут использовать грант в целях получения материальной выгоды.

Если проект был представлен на конкурс и выиграл грант, полученные средства могут использоваться только под реализацию данного проекта и указанные в документах статьи расходов.

8. Поиск необходимых ресурсов (кадровых, человеческих, материально-технических, информационных и т.д.).

9. Прогнозирование результатов.

Результаты проекта – конечная точка его реализации, предопределенная целью.

По объёму раздел лаконичен, так как по существу результатом каждого грамотного, обоснованного проекта являются его цели и задачи. Напомним, что цель – это образ предполагаемого результата. При описании результатов следует руководствоваться требованиями к формулировке блока целей и задач: конкретность, реальность, достижимость. Эффективность проекта оценивается по его результативности. Одна из заповедей авторов любого проекта: «Проект начинается с цели. А цель с вопроса: «Чего же я хочу добиться?» Значит, проектирование начинается с осмысления результата».

От предполагаемых результатов зависит цель проекта, а от полученных – его эффективность.